Миляуша, вы помните своё первое произведение?
Я пошла в музыкальную школу в пять лет и в шесть уже начала сочинять. У меня даже сохранились нотные тетрадки с моими первыми сочинениями. Записывать их мне помогала мама, она музыкант. Мои опусы не просто сохранились, я до сих пор помню эту музыку и могу её сыграть.
Но начинали вы всё-таки как пианистка…
Да, я закончила Казанскую государственную консерваторию в классе Ирины Сергеевны Дубининой. Она ученица Льва Оборина, Якова Зака, это московская фортепианнаяшкола, и мне кажется, это во многом повлияло на мое композиторское мышление. Когда ты "трогаешь" музыку руками, шлифуешь какое-то произведение длительное время, ты как-то иначе впитываешь этот композиторский материал, чем когда изучаешь партитуру глазами или слушаешь. Это, конечно, тоже очень важно, но когда ты несколько месяцев шлифуешь произведение как исполнитель, то открываешь в нём новые смыслы, видишь новые краски и воспринимаешь этот язык совершенно по-другому. Я рада, что у меня есть такой опыт. Он очень помогает мне в работе и творчестве.
В вашей биографии немало и исполнительских, и композиторских конкурсов. На ваш взгляд, в чём принципиальное отличие?
В моей жизни композиторские и исполнительские конкурсы всегда шли параллельно. Исполнителю нужно собраться, и это в большей степени – в хорошем смысле слова – спортивный интерес. В композиции же ты вообще не мыслишь категориями конкурсов. Ты мыслишь музыкой. Для меня это, прежде всего, проблема внутреннего духовного ресурса. Есть ли у меня силы что-то сказать, что-то выразить, родить музыку – вот это меня волнует. И если музыка родилась, я внутри спокойна. Это победа над собой. Что же касается композиторских конкурсов, то когда речь идёт, скажем, о конкурсе "Партитура", я всем молодым композиторам советую участвовать! Это колоссальные впечатления на всю жизнь. Но, повторюсь, самое главное для композитора – это сама музыка, а не конкурсы.
А чем вам запомнился конкурс "Партитура"?
Прежде всего, невероятно дружественной атмосферой, удивительным вниманием к нам, молодым, еще никому не известным авторам. Этот интерес к нам даёт веру, что ты нужен, что твоя музыка нужна. На мой взгляд, это безумно важно – поддерживать современных молодых композиторов и давать шанс раскрыться тем, кто живёт и творит сейчас. И ещё я на своём опыте наблюдаю, что людям, нашим современникам, ближе именно современная музыка.Она рождает живые эмоции, более острые, что ли. Даже если человек и представить себе не может, что будет слушать симфонический оркестр, то с концерта современной академической музыки он уходит совершенно окрыленный.
Победу в конкурсе "Партитура" вам принесла опера "Кави-Сарвар". Как получилось, что именно с оперой вы заявились на конкурс?
В тот момент это было мое самое "свеженаписанное" сочинение, я только закончила работу над ним. А тут как раз стартовала заявочная кампания "Партитуры", и все мои друзья и знакомые начали скидывать мне информацию об этом конкурсе и уговаривать: "Подавай, подавай заявку!". А я всё не решалась. В итоге отправила заявку за полчаса до окончания приёма.
О чём опера "Кави-Сарвар"?
История, которая легла в основу оперы, можно сказать, документальная. Это история Кави Наджми, первого председателя Союза писателей ТАССР, выдающегося писателя и общественного деятеля, и его жены Сарвар Адгамовой, переводчицы и детской писательницы. Это была очень красивая, яркая пара, и в их доме собиралась в 30-е годы вся казанская интеллигенция: писатели, поэты, композиторы. По ложному обвинению они были объявлены врагами народа и разлучены на несколько лет. Позже они были реабилитированы, прожили всю жизнь вместе и внесли огромный вклад в развитие татарской культуры. Нам с драматургом Айдаром Ахмадиевым попала в руки книга с их письмами, написанными в годы разлуки. Любовь, нежность, преданность, которыми они полны, поразили нас в самое сердце.
Впервые опера "Кави-Сарвар" была представлена на концертной читке в рамках конкурса "Партитура" на сцене Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Но, насколько я знаю, в прошлом году состоялась премьера вашей оперы на большой сцене уже в Казани?
Да, в том году состоялась премьера, и в этом нас вновь ждут показы. 27 и 28 апреля в Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева в исполнении Государственного оркестра Республики Татарстан, Государственного камерного хора, наших лучших солистов.
Помогла ли вам "Партитура"? Обратили ли на вас внимание как на композитора?
Да, очень помогла. Поначалу было даже сложно предположить, какое влияние окажет на мою судьбу этот конкурс. Оперная (и балетная) музыка – эта та музыка, которой ещё труднее, чем симфонической, выйти в свет и дойти до слушателя. Это крупные формы музыкального театра, сценического производства. Одно дело – написать, а что дальше делать? Написать – это 50 процентов всего процесса. Остальные 50 – это усилия на то, чтобы дать этой музыке жизнь. Композитор ведь переживает не за себя, а за свою музыку. По крайней мере, я это так чувствую. Как мать, которая хочет помочь ребенку сделать первые шаги, встать на ноги.
В поисках ответов на вопросы, "как помочь своей музыке и что делать", я на момент конкурса "Партитура" уже прошла достаточно долгий и сложный путь: огромное количество переговоров, походов в Министерство культуры, к каким-то коллективам, организациям. Пройдя половину этого сложного пути, я обрела поддержку в лице дирижёра Александра Витальевича Сладковского, который, ознакомившись с партитурой, сказал, что оперу нужно обязательно ставить. А потом случился конкурс "Партитура".
И я хочу сказать, что, несмотря на то, что я находилась в стадии такой вот договоренности с маэстро, конкурс "Партитура" в разы увеличил возможность и шанс дойти до премьеры. Конкурс "Партитура" и победа в нём зацементировалинаши договоренности, а победа в нём стала неким "знаком качества", придала уверенности, что эта музыка действительно достойна того, чтобы обратить на неё внимание. Это "уже проверено". Это должно звучать. Поэтому после "Партитуры" дело пошло легче: работа закипела.
То есть конкурс "Партитура" помог вам поверить в свои силы?
На "Партитуре" была замечательная атмосфера. Отклик слушателей, жюри, организаторов – это те человеческие эмоции, которые складываются в "броню", которая придает тебе силы. И она как бы защищает тебя, дает силы расправить крылья и сказать: "Нет, это не только я верю в свою музыку. В меня поверили и жюри, и оркестр, и Московская консерватория. Это все не зря". Конкурс "Партитура" окрылил меня и помог довести оперу до премьеры.
Что сейчас происходит в вашей жизни? Над чем работаете?
Я не люблю раскрывать творческие планы. Пусть они зреют. После "Партитуры" я написала ещё не одну серьёзную партитуру и как-то стала уже более уверена как композитор. Я убедилась в том, что это моя профессия, что это моё призвание и что моя музыка нужна людям.